Top.Mail.Ru
 

Обязательная маркировка звонков для бизнеса - кого касается, какие требования к маркировке и какой штраф за нарушение

Осенью 2025 года на законодательном уровне компании и ИП обязали маркировать звонки. Теперь при звонке организации адресат должен будет увидеть номер телефона, название организации и предположительную причину звонка.

Предлагаем разобраться в нововведениях – расскажем, как это сделать правильно, чтобы избежать проблем с законом.

Новые обязательства для бизнеса

1 сентября 2025 года – дата, с момента наступления которой бизнес-номер должен подлежать обязательной маркировке. Человек, которому звонят с бизнес-номера, должен увидеть на своём экране название организации и цель звонка (данные сведения должны отображаться по умолчанию, а не как результат внесения самим гражданином информации о номере путём внесения контакта в адресную книгу).

Многие пользователи мобильной связи предпочитают не отвечать на телефонные звонки с незнакомых номеров, чтобы не нарваться на спам или мошенников.

Маркировка позволит определить, кто именно звонит, и не проигнорировать важное телефонное сообщение от организации.

Кто обязан маркировать звонки

Любой коммерческий звонок с корпоративного номера теперь должен быть маркирован, при этом неважно, какая форма юрлица – ИП или ООО. Единственный случай, когда разрешено пренебрегать маркировкой – это звонки с целью деловой коммуникации с налоговой, поставщиками, партнёрами или сотрудниками.

К самозанятым данное нововведение не относится – они могут продолжать использовать свой личный номер для связи с клиентами. Личные мобильные номера сотрудников также не подлежат обязательной маркировке.

Важное уточнение: с 1 сентября 2025 года введено правило получения отдельного разрешения от клиента на получение рекламных звонков и СМС-рассылок. Данное разрешение запрашивается вкупе с согласием на обработку персональных данных.

Как выполнить маркировку звонков

Какая информация должна отображаться на экране абонента сотовой связи, если ему звонят с коммерческого номера телефона:
1. Номер телефона, с которого совершается звонок;
2. Название компании, ИП или коммерческое обозначение организации;
3. Категория бизнеса – вид деятельности, которой занимается компания (есть готовый список из 38 вариантов, в которые входят, к примеру, «Банк», «Доставка», «Медицина» и т.д.). Само сообщение ограничено 32 символами.

Как маркировать звонки

Процессом маркировки занимаются операторы связи. Коммерческая организация заключает договор об оказании услуг связи и об отображении информации, после чего сообщает следующие данные:
- наименование компании или ФИО предпринимателя;
- ИНН;
- при наличии товарного знака – свидетельство об его регистрации;
- ОКВЭД по виду деятельности;
- перечень телефонных номеров, с которых будет вестись коммуникация с клиентами;
- дополнительная информация, которую нужно отобразить в маркировке.

С момента заключения договора оператор связи в течение 10 дней маркирует указанные вами телефонные номера. Данная услуга является платной, её стоимость необходимо уточнять в индивидуальном порядке.

Не подключил маркировку – что будет

На данный момент не разработано отдельных законопроектов, в соответствии с которыми можно штрафовать именно за отсутствие маркировки коммерческих звонков. Однако, организацию могут оштрафовать в связи с п. 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ, а именно за обзвон клиентов без получения их предварительного согласия.

Штрафы по КоАП РФ за подобное правонарушение следующие:
- руководитель компании и ИП – от 20 до 100 тысяч рублей;
- малый бизнес – от 150 до 500 тысяч рублей;
- средний и крупный бизнес – от 300 тысяч рублей до одного миллиона.

Даже если компанию не оштрафуют, немаркированные звонки могут быть помечены как спам и заблокированы впоследствии.

Подведём итоги

Если вы используете корпоративные номера для обзвона клиентов, советуем вам совершить следующие шаги:
1. Определите, с каких именно номеров компания совершает коммуникацию с клиентами. При использовании личного номера в коммерческих целях рекомендуем его перерегистрировать как корпоративный.
2. Заключите договор с мобильным оператором об отображении информации.
3. Оплатите услугу маркировки звонков.
Возможно Вам будет интересно