Top.Mail.Ru

Можно ли индивидуальному предпринимателю открывать много расчётных счетов

Известно, что для регистрации ИП необходимо открыть расчётный счёт. Многие задаются вопросом – сколько расчётных счетов может быть у индивидуального предпринимателя, какие это сулит выгоды и риски.

Что такое расчётный счёт

Под расчётным счётом подразумевается банковский счёт, который используется предпринимателем для расчётов с партнёрами по бизнесу. Банк России не позволяет использовать в подобных целях счёт физических лиц.

При этом независимо от системы налогообложения ИП не вменяется в обязанность пользоваться подобным банковским продуктом. Если предприниматель предпочитает наличные, он может взаимодействовать с контрагентами, налоговой службой и другими ведомствами бумажными купюрами. При этом на сумму сделки будет наложено ограничение – до ста тысяч рублей, причём это правило применимо и к денежным взаимоотношениям с покупателями, клиентами, подрядчиками.

Если при этом ИП использует такую систему налогообложения, как налог на профессиональный доход, для расчётов он может использовать и наличные деньги, и счёт физического лица.

Расчётный счёт ИП нужен для следующих транзакций:
- возврат переплат по налогам;
- оформление лизинга или кредита для бизнеса;
- госзакупки и госконтракты.

Можно ли иметь больше одного расчётного счёта

В налоговом кодексе не содержится запрета на количество расчётных счетов для индивидуальных предпринимателей. Если юрлицо обязано оформлять расчётник при регистрации, ИП может пользоваться только наличкой – правда, при этом любые сделки будут ограничены суммой в 100 тыс. рублей.

При подключении эквайринга, желании участвовать в тендере, получить кредит или проводить платежи свыше лимита, индивидуальному предпринимателю придётся открыть бизнес-счёт.

Несмотря на то, что расчётных счетов может быть неограниченное количество, нужно не забывать о контроле денежных средств на каждом из них, а также об оплате их обслуживания (эти суммы варьируются в зависимости от банков и тарифов). Чтобы впоследствии не запутаться при составлении налоговой декларации, рекомендуем открывать новые расчётники только в случае необходимости.

Налоговую ставить в известность о том, что вы планируете работать с ещё одним бизнес-счётом, не нужно. При этом банк откажет вам в обслуживании, если у вас есть долги перед ФНС – например, не уплатили налог или не сдали декларацию.

Налоговая заблокирует действующий расчётник, при этом открыть новый и пользоваться им не получится, пока не закроете свои долговые обязательства.

Для чего могут понадобиться новые расчётные счета

Индивидуальные предприниматели обращаются в банковские организации за открытием нового расчётного счёта по следующим причинам:

1. Какой-то банк предлагает выгодные условия по кредиту для развития бизнеса.

2. В разных банках выгодно пользоваться какими-то определёнными продуктами (например, где-то ниже процент по эквайрингу, а где-то меньше комиссия для снятия наличных).

3. Многие бизнесмены под разные виды бизнеса (торговые точки, системы налогообложения) открывают отдельные расчётники, чтобы было удобнее контролировать поток денежных средств или рассчитывать налогооблагаемую базу.

4. Площадки для проведения тендеров, торгов и госзакупок требуют специальный расчётный счёт для возможности работать с ними.

5. На каждом расчётнике есть лимит по наличным, которые могут выдать в течение суток. Иногда предпринимателю может потребоваться большая сумма денег единоразово, поэтому он снимает средства с разных счетов.

Обязательно учтите, что по каждому бизнес-счёту придётся вносить плату за его обслуживание. Постарайтесь, чтобы открытие расчётника было выгодой для вас, а не очередной финансовой нагрузкой.

Бухгалтерская отчётность при нескольких расчётных счетах

Несмотря на то, что разные бизнес-счета могут помочь разграничить потоки денежных средств, для налоговой нужно будет предоставить данные о каждом рубле, прошедшем через ваш расчётник.

Следующие рекомендации помогут вам сохранить точность при учёте денежных средств:

1. Определите ответственного бухгалтера и вмените ему в обязанность плановые сверки с контрагентами и частый аудит внутреннего учёта.

2. Для каждого счёта используйте отдельную информационную базу в программе, чтобы не запутаться, на какой счёт был зачислен платёж.

3. Храните всю первичную документацию по каждому бизнес-счёту, чтобы при необходимости предоставить её налоговой.

4. Заводите новый расчётный счёт только в том случае, если это действительно необходимо и выгодно вашему бизнесу.

5. Старайтесь, чтоб счёт использовался и для получения, и для отправки платежей.

Обязательно оплачивайте налоги с каждого расчётного счёта, чтобы ФНС не заподозрила вас в «отмывании денежных средств» и не заблокировала транзакции до получения ваших разъяснений.

Подведём итоги

ИП и ООО имеют право иметь неограниченное количество расчётных счетов, если им это упрощает деятельность или позволяет извлечь определённую выгоду.

Каждый расчётный счёт требует денежных средств для его обслуживания, поэтому нет смысла открывать много расчётников «на всякий случай». Вам понадобится открытие бизнес-счёта, если вы планируете участвовать в тендерах и госзакупках, а также при желании разделить денежные потоки в бизнесе.

Не забывайте о своевременных отчётах в налоговую службу по каждому из открытых расчётных счетов и используйте их для минимизации собственных рисков.
Возможно Вам будет интересно