В России действует Закон о рекламе, первый и второй пункт третьей статьи которого гласят, что под рекламой подразумевается любая информация, не имеющая определённого адресата, но размещённая с целью привлечения внимания потенциального покупателя, поддержания его интереса и возможного продвижения на рынке продукта, бренда либо мероприятия.
Рекламировать можно как самого себя, так и оказываемые услуги/ производимый товар. Рекламой могут заниматься специальные организации, а также блогеры в соцсетях. Рекламой будут считаться услуги по продвижению товара, оказанные за деньги, по бартеру или бесплатно.
Разумеется, не каждый пост, в котором есть упоминание какого-либо продукта, автоматически становится его рекламой. Федеральная антимонопольная служба дала разъяснения относительно того, какая информация в соцсети не будет считаться рекламной:
1. Сведения о себе, собственной организации, предлагаемом товаре или услуге.
Для начала стоит сказать, что данная информация является, в первую очередь, обязательной с точки зрения Закона о защите прав потребителей (ст. 9 и 10). Другое дело, как данная информация будет преподнесена аудитории. Если перед нами сухо изложенные факты с кратким описанием, ценой и контактами для связи – это не реклама, а обязательство компании.
Если же пост оформлен как-либо креативно и выделяется среди остальных, его могут посчитать рекламой.
2. Товар упоминается в каком-либо видеоролике или посте среди прочих товаров. При этом перечисление не должно выделять какой-либо один продукт, указывать его превосходство над другими.
3. В видеоролике используют какой-либо товар по его прямому назначению, но при этом в видеоряде на данном действии нет особого акцента.
4. На страничке в соцсети в специальном разделе приведены отзывы клиентов.
Разумеется, решать, считается пост рекламным или нет, будет ФАС в индивидуальном порядке. Рекомендуем ознакомиться с текстом Приказа от 14.11.2023 № 821/23 – там регулятор более подробно и с примерами поясняет, как отличить рекламу от обычной информации.