Top.Mail.Ru
 

Запрет на рекламу в Инстаграме* - что считается рекламой и что грозит за нарушение законов

*признана экстремистской организацией в РФ

С 2022 года по решению суда компания Мета* была признана экстремистской, а её деятельность была запрещена на территории Российской Федерации. Под блокировку попали и дочерние организации – Инстаграм* и Фейсбук*. С 7 апреля 2025 года законопроект о запрете рекламы в запрещённых информационных организациях вступил в силу.

Это коснулось любой рекламной деятельности в Инстаграме* или Фейсбуке*: теперь запрещено и заказывать рекламу, и размещать её у себя на странице в любом формате – рилс, пост или сторис.

Несмотря на объявление Меты* экстремистской организацией граждане РФ по-прежнему могут вести свои социальные сети, делиться там своей жизнью, в том числе описывать продукты, которыми они пользуются.

Федеральная антимонопольная служба – главный рекламный регулятор страны, от неё приходят основные разъяснения по правилам ведения рекламной деятельности. На данный момент относительно рекламы в запрещённых соцсетях комментариев от ФАС нет, но в ближайшее время они должны появиться.

С момента появления запрета любая коммерческая организация или блогеры, заработок которых зависит от ведения социальных сетей, должны определить, как не нарушить закон. Для этого предлагаем разобраться в том, что считается рекламой.

Что можно назвать рекламой

В России действует Закон о рекламе, первый и второй пункт третьей статьи которого гласят, что под рекламой подразумевается любая информация, не имеющая определённого адресата, но размещённая с целью привлечения внимания потенциального покупателя, поддержания его интереса и возможного продвижения на рынке продукта, бренда либо мероприятия.

Рекламировать можно как самого себя, так и оказываемые услуги/ производимый товар. Рекламой могут заниматься специальные организации, а также блогеры в соцсетях. Рекламой будут считаться услуги по продвижению товара, оказанные за деньги, по бартеру или бесплатно.

Разумеется, не каждый пост, в котором есть упоминание какого-либо продукта, автоматически становится его рекламой. Федеральная антимонопольная служба дала разъяснения относительно того, какая информация в соцсети не будет считаться рекламной:

1. Сведения о себе, собственной организации, предлагаемом товаре или услуге.
Для начала стоит сказать, что данная информация является, в первую очередь, обязательной с точки зрения Закона о защите прав потребителей (ст. 9 и 10). Другое дело, как данная информация будет преподнесена аудитории. Если перед нами сухо изложенные факты с кратким описанием, ценой и контактами для связи – это не реклама, а обязательство компании.

Если же пост оформлен как-либо креативно и выделяется среди остальных, его могут посчитать рекламой.

2. Товар упоминается в каком-либо видеоролике или посте среди прочих товаров. При этом перечисление не должно выделять какой-либо один продукт, указывать его превосходство над другими.

3. В видеоролике используют какой-либо товар по его прямому назначению, но при этом в видеоряде на данном действии нет особого акцента.

4. На страничке в соцсети в специальном разделе приведены отзывы клиентов.
Разумеется, решать, считается пост рекламным или нет, будет ФАС в индивидуальном порядке. Рекомендуем ознакомиться с текстом Приказа от 14.11.2023 № 821/23 – там регулятор более подробно и с примерами поясняет, как отличить рекламу от обычной информации.

Реклама в запрещённой соцсети – последствия

Если организация размещает рекламу в запрещённых соцсетях или блогер рекламирует что-либо на своей страничке, данное действие будет считаться незаконным.

Ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ штрафует за незаконную рекламу:
- физлица и самозанятые: 2 000 – 2 500 рублей;
- ИП: 4 000 – 20 000 рублей;
- прочие юрлица: 100 000 до 500 000 рублей.

ФАС занимается мониторингом запрещённых соцсетей на предмет незаконной рекламы, она же накладывает штрафы на организацию. Кроме того, любой гражданин имеет право обратиться в ведомство с жалобой, если найдёт рекламу в Фейсбуке* или Инстаграме*.

Есть вероятность того, что реклама на запрещённом ресурсе будет штрафоваться отдельно (разработают статью закона по подобному правонарушению), но на данный момент ничего подобного анонсировано не было.

Что теперь делать организациям и блогерам

Начнём с того, что теперь в Инстаграм* и Фейсбук* запрещено размещать рекламу. При этом любая организация или блогер вправе оставить свою страничку в данных соцсетях и продолжать её вести, добавляя новый контент. Что точно нужно сделать до того, как появились разъяснения от ФАС относительно рекламы в запрещённых соцсетях:

1. Проанализируйте всю информацию, размещённую на вашей страничке, и удалите свою и чужую рекламу. Даже если рекламный пост был опубликован до даты наступления запрета, нужно учитывать, что у закона нет обратной силы, поэтому велика вероятность, что ФАС будет неблагосклонна к любой рекламе, размещённой на странице.

2. Перечитайте информацию о вашей компании. Подумайте, как составлять новые посты на своей страничке, чтобы не нарушать запреты, но при этом оставлять необходимые данные, позволяющие продолжать взаимодействовать со своей аудиторией.

*Соцсети Инстаграм и Фейсбук принадлежат компании Мета, которая признана экстремистской организацией (её деятельность запрещена на территории РФ).
Возможно Вам будет интересно