Top.Mail.Ru
 

Использование картинок и фотографий из интернета - как не нарушить авторские права и как защититься от претензий правообладателей

За последние годы наблюдается увеличение количества исков относительно нарушения авторских прав. Средняя статистика такова, что каждый год добавляет до 20% к показателям предыдущего относительно судебных разбирательств по защите интеллектуальных прав. Визуальный контент также попадает под эту категорию, поэтому сегодня мы дадим практические рекомендации, как избежать судебных рисков, если вы используете изображения из интернета.

Почему картинки из интернета представляют реальный риск для бизнеса

Визуальный контент является основой современного интернета. Пользователи буквально отказываются от контента, который не снабжён иллюстрацией, а дизайн становится одним из основополагающих принципов, влияющих на решение потребителя о покупке услуги или продукта.

Если раньше наполнение коммерческого интернет-пространства осуществлялось из свободных источников, представленных в поисковиках, в последнее время малый и средний бизнес столкнулись с исками от правообладателей. Более того, появились специальные юридические сервисы, которые зарабатывают на подаче подобных судебных претензий.

К сожалению, в России только в последнее время в полной мере заработала на практике защита интеллектуальных прав. Нужно понимать, что любой визуальный контент является таким же ресурсом, позволяющим компании осуществлять коммерческую деятельность, как, к примеру, сырьё, запчасти, производственные станки. Разумеется, любой ресурс имеет свою цену, и картинки из интернета не являются исключением.

Несмотря на то, что у нас не штрафуют за использование чужих фотографий в коммерческих целях, вполне нормально, что правообладатель может подать судебный иск и потребовать либо перестать использовать их контент, либо заплатить за его использование.

Законы о правилах использования визуального контента

1. Четвёртая часть ГК РФ, касающаяся объектов авторских прав, в частности, ст. 1255, 1259, 1301.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (относительно распространения визуального и прочего контента).

Также можно изучить судебную практику по делам подобного толка относительно малого и среднего бизнеса.

Когда авторские права будут считаться нарушенными

Спешим развенчать извечный миф, который, к сожалению, сложно искоренить из головы россиян: фотография, размещённая в интернете и доступная к скачиванию, не является по умолчанию доступной для использования по своему усмотрению.

Согласно сотому пункту Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10 сеть интернет не относится к местам, открытым для свободного посещения, а это значит, что контент, выложенный в сеть, должен быть выкуплен у автора или правообладателя перед его использованием в личных целях.

Ст. 1229 ГК РФ гласит, что даже если ресурс не содержит прямого запрета на использование визуального и прочего контента в коммерческих целях, это не даёт разрешение пользователям распоряжаться им в коммерческих целях. Закон в этих случаях на стороне авторов фотографий.

Поисковые системы в рамках российского законодательства

Продолжим рассматривать сеть интернет в рамках правового поля нашей страны, так как понимание основных положений закона может уберечь нас от справедливых судебных исков.

Итак, в Постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 14.09.2017 № СП-23/24 указано, что под сетью «Интернет» понимают «совокупность вебсайтов, каждый из которых является единым целым логично объединенных страниц, включающих рекламно-информационные ресурсы, связанные общей идеей и/или дизайном».

Поисковая система выполняет роль некоего справочника, в котором содержатся адреса этих самых вебсайтов и галереи изображений, полученных с этих самых страниц. Получается, что если даже вы видите изображение в разделе поисковика под названием «картинки» или в поисковой выдаче, то это лишь означает, что система нашла и предоставила вам фотографию с какого-то вебсайта, у которого, разумеется, есть правообладатель.

Чаще всего кто-то из пользователей размещает визуальный контент на каком-либо ресурсе, изображение индексируется поисковой системой, после чего другие пользователи начинают думать, что фотография в свободном доступе, а это значит, что её можно использовать по своему усмотрению.

Закон о защите интеллектуальных прав на маркетплейсах

Ещё печальнее выглядит история с защитой авторских прав относительно визуального контента, размещённого на маркетплейсах. Проблема в том, что использование дизайна, визуального образа или фотографии, нарушающих авторские права, позволяет считать продукт контрафактом. Само размещение подобных товаров на маркетплейсах подразумевает получение коммерческой выгоды нарушителем, что приводит, согласно ст. 7.12 КоАП РФ и ст. 146 УК РФ, к гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности.

Можно ли использовать стоковые фотографии

Большое количество заблуждений также существует относительно сервиса стоковых фотографий. Действительно, на некоторых вебсайтах пользователям дают разрешение использовать фотографии, но, к сожалению, не все читают пользовательские соглашения. Большинство фотостоков прописывают чёткие условия, когда и в каком объёме их визуальный контент может использоваться, а также запрещают коммерческие цели относительно своего продукта.

Даже если вы пользуетесь фотобанком, размещённым в другой стране и, соответственно, подчиняющимся другой юрисдикции, нужно понимать, что правообладатель или автор контента вполне может подать на вас исковое заявление, используя российскую судебную систему.

Даже если вы приобретаете контент, вас всё равно могут ждать проблемы в дальнейшем. В чём загвоздка: если вы используете физическую карту для покупки, сама сделка будет считаться проведённой с физлицом, что подразумевает разрешение на использование контента в личных, но никак не в коммерческих целях. Единственный способ обойти все преграды – оформлять приобретение визуального контента по всем правилам, используя расчётный счёт и лицензированные площадки.

Проверяем визуальный контент перед коммерческим использованием

Шаг 1. Найдите первоисточник контента – кто именно делал фотографию, откуда она взята (сфотографировали самостоятельно, фото предложил подрядчик, взяли картинку из соцсетей или стоков).

Шаг 2. Удостоверьтесь, что у лица, у которого вы приобретаете визуальный контент, действительно есть авторские права на него (они должны быть представлены в документальной форме – например, лицензионный договор или договор отчуждения).

Шаг 3. Составьте договор об использовании контента. На этом этапе не помешает помощь юристов. Обязательно пропишите в тексте документа следующую информацию:
- где будет использоваться контент;
- сроки, в течение которых контент можно размещать;
- сумма, которая перечисляется владельцу авторских прав в качестве вознаграждения.

Шаг 4. Если покупаете фотографии со стока, внимательно прочитайте лицензионное соглашение. Приобретая контент, удостоверьтесь, что картинки можно использовать в коммерческих целях и в том объёме, который вам необходим.

Шаг 5. Если на изображении есть люди, получите от них письменное согласие на использование подобных изображений в коммерческих целях.

Шаг 6. Сохраните все документы, касающиеся передачи авторских прав и разрешений на использование визуального контента.

Советы предпринимателям, как уберечь свой бизнес от судебных исков

Во-первых, всегда ищите первоисточник изображения и заключайте письменный договор на коммерческое использование визуального контента с правообладателями.

Во-вторых, организуйте корпоративный архив контента, в котором вместе с изображениями должны храниться документы, подтверждающие право использования картинок. Для удобства создайте реестр объектов интеллектуальной собственности.

В-третьих, не работайте с изображениями, источник которого вы не можете идентифицировать. Лучше заплатить проверенным подрядчикам и лицензированным фотостокам, чем впоследствии бесконечно получать судебные иски от разгневанных авторов визуального контента.
Возможно Вам будет интересно